
Меньше двух недель назад украинские чиновники, ответственные за тематику ПАСЕ, приветствовали друг друга с победой . Тогда российский парламент официально отказался от участия в работе ассамблеи, и казалось, что на 2018 год это вопрос снят с повестки дня.
Вскоре выяснилось, что это был лишь тактический ход. С начала сессии русское наступление возобновилось. С новой силой.
Генсек Совета Европы начал открытую кампанию за «прощение» России . Впервые за последние годы в Страсбурге появились представители парламента РФ. Начал работу «специальный комитет» с русского вопроса .
«Европейская правда» выяснила схему, по которой санкции из россиян могут быть сняты уже в первой половине текущего года.
И сразу отметим: эти события не дают повода для пессимизма. Несмотря на усталость от конфликта многих европейцев и несмотря на финансовый шантаж со стороны РФ, мы имеем все основания рассчитывать на победу и в этой битве. Хотя борьба будет непростой.
Что сейчас?
Нынешний статус России в ПАСЕ — очень интересный. Формально она еще с 2016 года не находится под санкциями!
Дело в том, что по правилам ассамблеи санкции ежегодно имеют приниматься заново. 2014-15 годы показали, что в Страсбурге более чем достаточно голосов для их подтверждения. Речь идет только о политических ограничения, ведь ПАСЕ не занимается экономикой — русских лишали голоса, права участия в руководящих органах, права быть докладчиками. Ну и, конечно, ассамблея каждый раз осуждала незаконные действия РФ в Крыму и на Донбассе.
Поняв, что шансов победить в этих битвах нет, россияне нашли способ избежать ежегодной экзекуции от 2016 они «накладывают на себя санкции» самостоятельно — каждый раз в январе парламент РФ сам отказывается от участия в работе ассамблеи на каждый следующий год.
Такая странная ситуация мало кому нравится, хотя она и могла продолжаться бесконечно долго. Но в 2017 году Россия изменила правила игры и перешла к финансовому шантажу. Сначала сообщила, что уменьшит на треть свой вклад в бюджет СЕ, а по факту не выполнила две трети финансовых обязательств. Стоит отметить, что ПАСЕ сама по себе не имеет отдельного бюджета, а расходы на ассамблею — это лишь несколько процентов от общей сметы Совета Европы. Зато в остальных работы организации россияне участвуют.
Стратегия РФ оказалась действенной.
С конца прошлого года представители РФ повторяют: денег не будет, пока санкции не снимут .
Между тем из-за отсутствия российских денег в организации уже начался финансовый кризис, а от депутатов ассамблеи и от дипломатов из других стран-членов СЕ все чаще приходится слышать о том от украинского-российского конфликта.
Борьба с изнасилованием, страсбургский рецепт
Есть один законный и «правильный» способ снять санкции с РФ: Москва должна признать свои нарушения (речь идет и о Крыме, и о Донбассе) и сделать по крайней мере первые шаги к выполнению резолюций ПАСЕ.
Так, все прекрасно понимают, что при нынешнем руководстве России это останется теорией: не будет ни шагов, ни признания. Поэтому сторонники возвращения РФ разработали альтернативную схему.
Во вторник во Дворце Европы — впервые за последние годы — появились российские депутаты. Сразу на высоком уровне. Вице-спикер Госдумы Петр Толстой и председатель комитета Совета федерации по иностранным делам Константин Косачев приехали, чтобы принять участие в первом заседании специального комитета.
Формальное название этого органа мало о чем говорит: «ad-hoc комитет по миссии и роли Парламентской ассамблеи». Фактически же этот орган был создан с целью : согласовать механизм, который позволит снять с России санкции и вернуть ее к участию в работе ПАСЕ.
Причем это не «слухи» и не «источники». Эта задача комитета декларируется официально: разработать такие изменения в регламент, которые в принципе не позволят накладывать на РФ санкции .
Несмотря на любые нарушения — и предыдущие, и будущие.
Пожалуй, лучше всего эту идею охарактеризовал председатель украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев.
«Интересный метод борьбы с изнасилованиями: достаточно декриминализировать это преступление — и все, изнасилований в статистике нет. Так же нам предлагают» декриминализировать «преступления России», — считает депутат.
Однако представители РФ подтвердили, что это единственный сценарий, при котором они вернутся к ассамблеи . А еще — ключевая деталь — только в этом случае Россия возобновит уплату взносов в бюджет Совета Европы. Для многих в Страсбурге данный аргумент стоимостью в 33 млн евро в год действительно весомым.
Почему осень?
Для сторонников возвращения России очень важно провести изменения в регламент еще 2018 года. Дело в том, что в мае следующего года, к 70-й годовщине Совета Европы, планируется провести саммит организации, четвертый в ее истории.
Саммит без участия России лишь углубит кризис в отношениях Страсбург. К тому же этот сценарий — и так же срыв саммита через российский бойкот — будет означать личное поражение генсека Турбйорна Ягланда.
Неудивительно, что он готов инвестировать немало усилий, чтобы примириться с Москвой. А без возврата российской делегации в ПАСЕ это будет крайне сложно сделать.
Ожидаемый график возвращения россиян стал известен после первого заседания спецкомитета ПАСЕ, и он совпал с теми данными, которые ЕН ранее получала от источников в ассамблее. Итак, президент ПАСЕ Микеле Николетти объявил, что комитет должен завершить свою работу в июне текущего года.
При таком сценарии уже в конце июня, на сессии ПАСЕ может быть проголосовано решение об изменении процедур ассамблеи, то есть о ликвидации инструмента санкций. Если сторонники возвращения РФ иметь успех, нужно будет еще одно голосование, в Комитете министров, которое позволит россиянам вернуться в ПАСЕ, не дожидаясь начала 2019 года. Для этого придется внести изменения в устав Совета Европы (да, это не просто, но ради 33 миллионов евро …).
И если все эти пункты будут выполнены — уже в октябре делегация РФ может триумфально войти в зал ассамблеи.
Как видите, процедура непростая, поэтому график еще может быть пересмотрен.
Еще не известно, как пойдет работа, ведь первое заседание было ознакомительным, россияне даже не брали на нем слова. И перечень вопросов для обсуждения — настолько масштабный, что остается непонятным, как депутаты могут успеть обработать его за несколько заседаний до июня.
Чуть больше ясности появится через два месяца. На 16 марта в Париже предназначено следующее заседание спецкомитета. Эта встреча пройдет без журналистов, подстерегающие в коридоре. Парламентарии смогут чувствовать себя свободнее и будут менее ограничены во времени. Именно здесь может начаться серьезный разговор о «декриминализации изнасилования».
Не все так плохо
Итак, о негативном для нас сценарий мы рассказали. Теперь — о положительные.
Отмена санкций и возвращения россиян — желанный сценарий для генсека Совета Европы; этому стремится также нынешний президент ПАСЕ, итальянец Николетти.
Но желают этого все остальные депутаты?
Ключевое преимущество для Украины — в том, что это «прощение» россиян не будет возможным без поддержки большинства ПАСЕ. Причем в открытом голосовании, где позиция каждого депутата будет публичной. До сих пор это играло на пользу Украине. Европейские политики вынуждены взвешивать на то, что по возвращении домой журналисты спрашивать их о мотивах «прощение агрессора», и ответ о российских миллионы не будет убедительной.
И это не единственный аргумент против такой схемы «примирения».
Чтобы вернуть Россию, ассамблеи придется отрезать часть своих полномочий. Добровольно.
Ведь речь идет не о разовом снятия санкций — Россия требует ликвидировать все санкционный механизм!
И речь идет о «прощении» не только российской власти — правило о запрете санкций, если оно будет одобрено, будет действовать для всех государств-членов Совета Европы.
Политические преследования? Дискриминация женщин, или нацменьшинств, или ЛГБТ? Запрет свободы слова и митингов? Ассамблея не сможет адекватно отреагировать на одну из этих проблем, если они станут реальностью.
И кстати, эта возможность не является слишком теоретической. Неизвестно, куда выведут сложные процессы в Турции и Азербайджане. И в странах-членах ЕС не все идеально — вспомним о антидемократические тенденции в Польше и Венгрии. Будут ли готовы депутаты простить всем все грехи? Заранее, просто на всякий случай? И стоит возвращение россиян тех рисков, которые подвергает себя ПАСЕ, закрыв глаза на агрессию России против Украины?
Пока — по словам самих россиян — им не хватает поддержки. Во вторник вечером в отеле одна из украинских депутаток Мария Ионова стала свидетелем телефонного разговора Петра Толстого, в которой тот отчитывался неизвестном собеседнику об отсутствии успеха: «Невозможно быстро решить вопрос, сложилась неприятная ситуация. А он (кто-то из руководящих участников спецкомитета) не имеет права способствовать направления, поэтому вынужден был говорить общими фразами. мы сидели тихо на комитете, потому что украинцы нас провоцировали, а мы не стали отвечать «.
Итак, есть серьезные основания надеяться, что и в дальнейшем аргументы Украины сработают, хотя наверняка говорить об этом рано.
Можно лишь с уверенностью утверждать, что последующие месяцы в работе нашей делегации в ПАСЕ будут очень важными. И непростыми.
Сергей Сидоренко,
редактор «Европейской правды»,
из Страсбурга